Какие документы необходимо собрать ИП для получения кредита?
Для банка не имеет особого значения, являетесь вы индивидуальным предпринимателем или более крупной организацией (АО, ООО и пр.). Пакет документов для получения кредита практически одинаков, но с определенной спецификой. Основное отличие заключается в ответственности по кредитному договору. Например, ООО несет ответственность только в пределах своего имущества, в то время как ИП придется отвечать по кредитному договору не только имуществом компании, но и своим лично.
Содержание:
Список документов, который необходимо приготовить ИП как заемщику однотипный. Он необходим для того, чтобы банк смог оценить платежеспособность клиента. Его можно условно разделить на три составляющие: юридические документы, бухгалтерская отчетность и прочая информация по бизнесу.
Для индивидуальных предпринимателей необходимо предоставить следующие документы: копию о регистрации индивидуального предпринимательства и копию свидетельства о постановке на налоговый учет. При оформлении кредита в банке, в котором имеется расчетный счет, эти документы предоставлять не нужно. В этом случае список документов ограничится копией паспорта.
На основании этих документов банк будет проверять кредитную историю, наличие других кредитов, судимостей и пр. Если в вашем бизнесе задействовано несколько учредителей, то сообщить об этом банку во время подачи заявки. Он может рассмотреть вас как группу лиц и предоставить больший кредит.
Самый объемный пакет документов составляет финансовая и бухгалтерская отчетность. Ее проверяет кредитный менеджер, составляющий экономический анализ, на основании которого банк определяет вашу платежеспособность.
Преимущественно ИП ведут бухгалтерский учет в упрощенном варианте. С одной стороны это позволит вам не собирать большой пакет документов. Но с другой стороны, их может быть недостаточно, для того чтобы убедить банк в вашей финансовой стабильности. В связи с этим некоторые документы вам предстоит подготовить лично.
Перечень необходимых документов:
- декларация об уплате налогов (за 5 кварталов). Обязательным условием данной отчетности является печать налоговой инспекции. Эти документы подаются вместе с заявлением на получение кредита;
- документы, подтверждающие уплату налога ЕНВД (налога на прибыль);
- список имущества, которое задействовано в бизнесе. Под этим подразумевается оборудование и здания, которые используются в производственной деятельности. В список также можно включать офисную мебель, компьютеры и другую технику. Многие банки размер кредита определяют в зависимости от стоимости имущества, которое может служить залоговым;
- расшифровка дебиторов – список всех, кто вам должен с датами погашения;
- расшифровка кредиторов – список тех, кому должны вы, а также время образования задолженности и сроки ее погашения;
- копии кассовых книг, справки по оборотам и счетам из обслуживающих банков;
- складская справка – список всех товаров, которые на данный момент находятся на складе;
- калькуляции на производимую продукцию или прайсы на выпускаемые товары;
- счет-фактуру с ценами на приобретаемые виды сырья;
- справки о постоянных видах расходов (аренда, зарплата рабочим, оплата коммунальных услуг, транспорт и пр.).
Вместе с бухгалтерской отчетностью необходимо предоставить справку со всех банков, где у вас имеется счет, с информацией по оборотам и задолженности. Лучше всего взять эти справки заранее в трех экземплярах.
Зачастую бухгалтерская отчетность не является реальным отображением финансовой ситуации и в банках это прекрасно понимают. По этой причине и появилась необходимость в управленческой отчетности. Она включает в себя реальные показатели:
- по выручке от реализации. В данном случае имеются ввиду не поступления на расчетный счет, а реальный объем реализованных товаров и услуг;
- расходы на ведение бизнеса. Справка на закупку сырья и необходимых материалов для производства.
Эти данные позволят банку определить, какие данные формируют вашу реальную прибыль. Если она отличается от бухгалтерской, то необходимо будет объяснить причину различий.
Перед тем как получить кредит на реализацию проекта следует банку предоставить бизнес-план его дальнейшего развития. К этой группе документов относятся те, которые подтверждают ваше право на использование в бизнесе имущества, а также договора с поставщиками и покупателями. Чем больше на территории вашего предприятия зданий и оборудования, тем больше шансов получить кредит.
При оформлении ИП кредита банк в обязательном порядке проверит наличие имущества и предложит его оформить под залог, даже если вы его не указывали при подаче документов. Таким образом, оно будет являться гарантией возврата кредита. Оформляя залог необходимо предоставить документы, подтверждающее ваше право на владение имуществом. Если речь идет о недвижимости или земельных участках, то нужны документы, подтверждающие право собственности, а для транспортных средств – техпаспорта.
Чтобы получить кредит в банке следует понимать. Что решение о его выдаче принимает не кредитный менеджер, рассматривающий ваши документы, а кредитный комитет. Поэтому перед его заседанием следует позаботиться о наличии таких документов как справка об открытии расчетного счета, справка о задолженности перед бюджетом и выписка из реестра регистрации ИП.
Что касается выписки, то некоторые банки могут запрашивать ее самостоятельно, поэтому лучше уточнить в банке, нужно ли вам ее доставать. Если у вас имеется непогашенная задолженность перед бюджетом, то не спешите паниковать. Нередко случается, что в налоговой службе денежные средства с опозданием разносят по лицевым счетам. Чтобы подтвердить оплату вам просто следует приложить к документам копии платежных поручений.